17 — 22 июля 2012
Присказка
Переночевав в отельчике недалеко от аэропорта, прогулявшись по несколько унылым окрестностям, рассматривая следы прошлогоднего наводнения, которых, к чести местных жителей сказать, практически не осталось, собираемся в уже знакомый аэропорт Suvarnabhumi на внутренний авиарейс Бангкок — Чианг-Май. К списку логотипов авиакомпаний, которыми доводилось когда-либо пользоваться, можно добавить ещё один:
Один час в небе — и мы в пункте назначения.
Чианг-Май
Если не брать во внимание виды из окна такси или другого транспорта, то знакомство с местом пребывания, видимо, или так уж у меня повелось, начинается с отеля.
Отель Amora Tapae Hotel вполне хорош, только ковровые покрытия уставшие. Заходим:
Вид в обратную сторону:
Удобства такие:
…и такие:
Вид из окна девятого этажа на Старый Город и гору Дой Сутхеп вполне приятен:
Название города Chiang Mai означает «Новый Город» (или «Новая Крепость»). Тогда что такое Старый Город в этом Новом Городе? Разберемся с этим оксюмороном.
Чианг-Май был основан в 1296 году королем Менграем Великим как новая столица вновь образованного королевства Ланна. Изначально Менграй правил унаследованным им королевством Нгеньянг (Ngoen Yang), расположенным на территории современной провинции Чианг-Рай, расположенной восточнее. Амбиции королей — захват соседних земель. Королевство Ланна, что в переводе означает «Миллион рисовых полей», образовалось после победы над королевством монов Харипунчай, которое располагалось на территории нынешней провинции Лампхун (Lamphun) и Чианг-Май. По этому случаю в 1286 году столицу нового государства было решено перенести в новое место в долине реки Пинг и назвать его Вианг Кум Кам (Wiang Kum Kam), однако, по всей видимости, не были учтены особенности ландшафта и климата: через несколько лет случился разлив реки, и пришлось выбирать новое место для столицы. Новое место было выбрано недалеко от прежнего. Так оно и было незамысловато названо — «Новый Город».
В настоящее время остались углы крепостной стены, которая должна была защищать город от набегов бирманцев и даже монголов:
Стена возвышается над старым, но отреставрированным рвом, за которым постоянно ухаживают, каждый день убирают мусор и даже с какой-то периодичностью меняют воду.
Помимо углов кое-где остались участки старинной стены
…и ворота крепости, но, к сожалению, много где видна новая корявая кладка:
Нынешние границы Старого Города имеют почти квадратную форму, каждая сторона которого имеет длину в 3 километра и почти точно смотрит в определенную сторону света. Чтобы обойти Старый Город пешком, потребуется, как нетрудно подсчитать, от 2 до 3 часов. Но я это сделал!
Вианг Кум Кам
Что же касается Вианг Кум Кам, то ныне это место называется также «Древний Город» (Ancient City), расположенный недалеко от юго-восточного угла Старого Города. В середине 80-х годов прошлого века на том месте были организованы раскопки. Работы как по раскопкам, так и по реставрации продолжаются и сейчас. Основными объектами раскопок являются сооружения королевской резиденции.
Нельзя не заметить относительно свежую кладку и тот странный эффект, будто не то в глазах все плывёт, не то у меня начала плавиться линза объектива. Грунт очень мягкий, и сооружения просто плывут и уходят в него.
Словно нетронутый наводнением, правда, понятно, что отреставрированный и вылизанный до блеска стоит храм Ват Чеди Лием (Wat Chedi Liem).
Дворик храма умиляет своим уютом и красотой
Внутренности города
Большинство исторических достопримечательностей, естественно, расположены в Старом Городе. Общий вид Старого Города сверху приведен на Рис. 6. В нем довольно плотная застройка из небольших частных отельчиков, гестхаусов, кафешек, ресторанчиков, магазинчиков, базарчиков, государственных учреждений, и, разумеется, памятников в виде древних храмов.
Самым древним храмом Чианг Мая считается Ват Чианг Ман (Wat Chiang Man или Wat Chiang Mun). Ему столько же лет, сколько и крепостной стене, т.е. более 700 лет.
Одна из главных и самая древняя достопримечательность храма — ступа (чеди) со слонами:
Другим интересным храмом является Ват Лок Моли (Wat Lok Moli или Wat Lok Molee). Расположен он, правда, за стеной Старого Города, но совсем рядом. Дата его постройки доподлинно неизвестна, однако первое упоминание об этом храме датируется 1367 годом, когда 6-й король династии Менграй Куэне пригласил в Чианг Май 10 буддийских монахов для проповеди сингальской Тхеравады. Среди них был цейлонский монах Сумана Тхера, живший в то время в соседнем Сукхотае по приглашению короля Ли Тхаи, решившего забриться в монахи. В этом храме и были поселены проповедники.
Сумана Тхера стал героем ещё одной легенды, посвященной одному из старых и, пожалуй, наиболее известных храмов Чианг-Мая — Ват Пратхат Дой Сутхеп (Wat Prthat Doi Suthep), который располагается на горе Дой Сутхеп на высоте 1053 метра над уровнем моря.
Легенда о Белом Слоне состоит в том, что у Суманы было видение во сне, в котором ему было указано отправляться в город Панг Ча (Pang Cha) на поиски реликвии в развалинах старого храма. Найденной реликвией была кость Будды, по некоторым источникам — лопатка. По другим источникам были найдены также и другие ценности. Найденные вещи обладали магическими свойствами, однако, когда король Сукхотая Ли Тхаи попросил его показать найденные реликвии, они их не проявили. Ли Тхаи потерял к реликвиям интерес, но велел Сумане хранить их у себя.
Желание взглянуть на найденные реликвии проявил король соседней Ланны Куэна, для чего послал делегацию к королю Сукхотая, дабы он дал добро на приглашение Суманы с его находками в Чианг Май. Добро было получено, монах прибыл в поселение Вианг Суан Док (Wiang Suan Dok) недалеко от Чианг Мая, где по этому случаю в 1370 году было начато строительство нового храма. Когда пришло время закладывать реликвию, она по разным источникам не то разломилась, не то вовсе продублировалась, на что было решено одну часть оставить в новом храме Ват Суан Док (Wat Suan Dok), а вторую водрузить на белого слона, который должен был указать место строительства ещё одного храма.
Слон начал взбираться на гору Дой Сутхеп, где, по версиям с различной степенью садизма, слон начал ходить вокруг одного места и трубить, по другой версии слон, протрубив, упал на колени, а по ещё одной — вовсе пал замертво. В общем, слон указал место строительства ещё одной ступы (чеди), в которую и должна была быть заложена вторая часть найденной реликвии. Ступа храма была построена в 1383 году.
Статуя слона, правда, не белого
Если не самым, то одним из самых заметных сооружений на территории Старого Города является храм Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang), а точнее его чеди, строительство которой было начато в XIV веке королем Саенгом Муанг Ма (Saeng Muang Ma) для захоронения праха своего отца. Строительство велось долго. После смерти короля, оно было продолжено его вдовой. Ступа стояла недостроенной до середины XV века, когда строительство было возобновлено при короле Тилокарадже. В высоту ступа достигала 90 метров, её диаметр составлял 54 метра, а само это сооружение являлось самым большим в королевстве Ланна.
Тогда же, в середине XV века, в восточной нише ступы была установлена статуя Изумрудного Будды. Однако, через 100 лет в результате землетрясения произошло обрушение верхней части ступы, и статую было решено перевезти в другое место.
К слову сказать, «вместе» с этим обрушением и окончанием правления могущественного Тилокараджа королевство Ланна начало приходить в упадок из-за внутренних распрей, ослабло и в середине XVI века впало в вассальную зависимость от Бирмы. Только в 1775 году король Сиама Таксин разбил бирманцев, и Чианг-Май вместе с территорией былого королевства Ланна вошли в состав Сиама.
Восстановление Чеди Луанг было предпринято только в 1928 году на средства правительства Японии и ЮНЕСКО, а в 1995 году была изготовлена и установлена точная нефритовая копия Изумрудного Будды и помещена в восточную нишу ступы.
Послесловие
У внимательного читателя, вероятно, сложилось впечатление, будто моё весьма обгрызанное повествование о Чианг-Мае посвящено его храмам. На самом деле, их в городе и его окрестностях очень много. Из-за их красоты возникает желание посетить все, но потом, приглядевшись, замечаешь, что они все очень похожи друг на друга. Представленные мной некоторые из храмов Чианг-Мая просто являются историческими памятниками, о чём я старался упоминать по ходу изложения.
Что касается остальной архитектуры, то типичная плотненькая тайская застройка малоэтажными домами, в которых первый этаж, как правило, обустроен под семейный бизнес, мало отличается от таковой, например, в той же Паттайе. При этом радует большее количество зелени, которая не торчит оазисами среди бетонных джунглей, а почти равномерно распределена по городу. Вообще, сам город кажется рассеянным среди небольших лесных рощ, так что о его границах говорить затруднительно, как и о населении. Например, в центральной части города оно составляет всего 150 тыс. человек, тогда как население агломерации — порядка 960 тысяч.
Статус крупного культурно-исторического центра, вовсе не принуждает с каменным лицом ходить во фраке. Конечно же, простые правила туристического этикета, лишними не будут, но здесь, как и везде, тайцы очень толерантные и им тоже ничто человеческое не чуждо. Даже в Старом Городе немало всяких ночных баров (которые по местному закону должны закрываться в час ночи) и «бум-бум» будут предлагать. Ночные клубы, закрывающиеся позже, располагаются за пределами Старого Города. И вообще, для ночных развлечений существует район Ночного Базара (Night Bazaar). Есть и просто ночные клубы, и go-go, и более «специализированные» заведения, про которые знает любой таксист. В клубы, рестораны ходят и сами тайцы, что приятно не вызывает чувства оранжерейной отгороженности. Ещё заметил, что днем активно рекламируют предстоящие бои по тайскому боксу. Ради любопытства сходил на один из вечеров, для компании пригласив двух официанток одного из кафе. Несмотря на то, что бои скорее были настоящими, но во всей той царившей в зале атмосфере было просто весело.
В завершении к данному отчету хотелось бы сказать, что мои впечатления от Чианг-Мая слабо коррелируют с представленными фотографиями. Фотографировал я памятники, а просто наслаждался жизнью я без камеры.
Далее нас ждут окрестности Чианг-Мая: деревня «Long Neck Village», где женщины носят кольца на шее для её удлинения, провинция Чианг-Рай с белым храмом Wat Rong Khun, музей опиума на стыке границ трёх государств: Таиланда, Лаоса и Мьянмы и кое-что ещё. Не переключайтесь.